Тех. Данные:
Год постройки: 1895

Водоизмещение: 964 брт.
Скорость: 10 узлов
Мощность двигателя 650 л.с.
Двухмачтовый однопалубный грузовой пароход "Sevilla" построен в 1895 году в Осло, его длинна составляла 61 метр и имело водоизмещение 964 брт. Владельцем являлась компания "Otto Thoresen".
В 1912 году корабль был продан компании "Sigval Bergesen" и получил название "Langfond". Через 2 года был выкуплен А/О "Российским восточным - азиатским пароходством" и под новым названием "Вормс" был приписан к порту г. Либава.
1 августа 1914 года Германия объявила войну России и судно по военно-судовой повинности вошло в состав Российского военно-морского флота, как вспомогательный патрульный корабль.
Так описывает в своём совместном труде Гончаров Л.Г. и Денисов Б.А. «Использование мин в мировую империалистическую войну 1914-1918 гг.» События тех далёких дней.
2 августа 1914 года немецкий крейсер "Augsburg" под командованием капитана Андреас Фишер и крейсер "Magdeburg "под командованьем Корветтен - капитана Рихард Хабенихт начали постановку мин в районе Либавы. Эти мины предназначалось против русских миноносцев, базировавшихся в Либаве. После этого произвели обстрел Либавы, выпустив 420 снарядов.
26 октября 1914 года, " Вормс" оказался единственным кораблём, подорвавшимся на данной минной банки.
Минная война - первая мировая война положила начало широкому применению морских мин, всеми сторонами конфликта. Хотя их использование началось гораздо раньше.
По данным Л.Г. Гончарова и Б.А. Динисова за время военных действий в первой мировой было установлено более 300 тысяч морских мин, На них подорвалось и затонуло около 400 судов. На Балтийском море в период с 1914 по 1918 года суммарно было выставлено более 55 тысяч мин.
Судно затонуло в месте, с небольшим судоходством, и на 91 год было забыто. Изредка рыбацкие тральщики проходили в тех местах. Некоторые из них цеплялись сетями за корпус затонувшего судна, разрывая тралы или отрывая их полностью. Капитаны рыбацких судов отмечали на карте данное место и в дальнейшем старались обходить его стороной.
![]() |
Фото Edgars Zakis |
На дне.
В 2005 году информацию о зацепах рыбаков получил дайвер - поисковик Сергей Завадский и после непродолжительных поисков Worms был обнаружен на глубине 43 метра.
2005 год можно считать началом исследования этого затонувшего судна. Благодаря серии погружений и совместной работе многих аквалангистов, было определенно название корабля. Была найдена разбитая фаянсовая кружка с аббревиатурой Р.В.А.П. (Российское восточное - азиатское пароходство)
С первых погружений стало ясно что, взрыв пришёлся по центру судна в районе надстройки, создав огромную дыру в корпусе корабля ниже ватерлинии. Можно предположить," Worms" затонул очень быстро, и это привело к гибели экипажа. На центральной надстройки находились спасательные шлюпки, именно в этом месте произошли мгновенные разрушения конструкции, использовать лодки было как минимум затруднительно. Людям, упавшим в воду, невозможно было сориентироваться, куда плыть. Расстояние до берега около 10 морских миль и береговая черта фактически не видна с поверхности воды. Единственным плюсом для оказавшихся в воде живых моряков была температура воды, которая в этом регионе к середине августа прогревается до 20 градусов.
![]() |
Фото Edgars Zakis |
Не осталось ни одного достоверного источника, в котором мы могли бы узнать об экипаже. Только после обследования характера повреждений затонувшего корабля, можно предположить судьбу моряков.
Корабль стоит на ровном киле, на песчаном дне. Его палуба прогнулась в центральной части и находится глубже на 3 метра, чем нос и карма. Обломки центральной надстройки лежат на песке по левому борту. По центру судна на 6 метров вверх возвышаются обрывки рыбацкого трала. Ближе к корме лежал, сломанный тралом, аварийный штурвал диаметром около двух метров. До 1940 года многие транспортные суда оснащались таким штурвалом, он позволял на прямую управлять пером руля. Рядом находился разбитый кормовой фонарь с керосиновой лампой внутри. Ближе к центральной части лежит много разбитой посуды и остатки деревянной мебели, когда то здесь находился камбуз. Через дыры в палубе виднеется паровой двигатель и котёл. На котле даже сохранился манометр, но циферблат уже сгнил. Двигаясь ближе к носу , проплываем над трюмом, заваленным обломками. На носу сохранилась якорная лебёдка, в носовых помещениях швартовые концы. Острый прямой нос - дань моды кораблестроения конца 19 века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий