воскресенье, 28 октября 2018 г.

Статья Сергея Кравчука о первой экспедиции на Крейсер Printz Adalbert




Первая мировая....





Шел 1915 год. Второй год Великой войны. Блицкриг, который в 1914 году попытались совершить немцы во Франции и русские в Восточной Пруссии провалился и войска воюющих сторон зарылись в окопы. Так было на земле. А в море события продолжали развиваться достаточно динамично. Молодой и сильный флот Кайзера Вильгельма заставил содрогнуться непобедимый флот Британской империи. Тевтоны совершенствовали вооружение, осваивали новые способы ведения боя, союзники же были вынуждены учиться на своих ошибках и потерях. 9 сентября 1914 года в Северном море германская подводная лодка U-9 потопила броненосные крейсера британцев «Абукир», «Кресси», «Хог». Первым был взорван головной крейсер «Абукир». После выстрела торпедой лодка скрыла перископ. Англичане, не видя никого кругом, решили, что крейсер нарвался на мину заграждения. Два других направились к гибнущему кораблю и спустили шлюпки для спасения людей. Выпущенная U-9 вторая торпеда попала в минный погреб, который детонировал, и «Хок» быстро пошел ко дну. «Кресси» же продержался на воде сорок пять минут. В результате в течение времени менее одного часа одна германская подводная лодка водоизмещением 400/500 тонн, вооруженная одной 47-мм пушкой и четырьмя торпедными аппаратами, с личным составом 23 человека потопила в общей сложности 36 тысяч тонн с вооружением из шести 9-дюймовых, тридцати шести 6-дюймовых и стольких же 75-мм орудий и 2265 человек экипажа. Это был первый случай боевой атаки подводных лодок.
И это не единичный случай. Германский флот составил серьезную конкуренцию Британскому. Конечно, Флот Ее Королевского Величества еще значительно превосходил флот Кайзера и по количественным и по качественным показателям, но боевые действия показали, что это вопрос времени.
К сожалению, Российский Балтийский флот не мог составить серьезную конкуренцию ни союзникам британцам ни противникам тевтонам. Вот когда сказались результаты политики Государственной думы, систематически отказывавшей в кредитах на новое судостроение. В течение семи лет (с 1906 по 1913 год) не было заложено (кроме четырех дредноутов) ни одного нового корабля для Балтийского моря, а начатые постройкой крейсера (предусмотренные «малой программой судостроения 1912 года») к началу войны еще далеко не были готовы.
Принимая во внимание указанные причины, основная задача Российского Балтийского Флота была сугубо оборонительная - не пустить немцев морем в Петроград (защита Финского залива) и Ригу (защита Рижского залива). В основном, действия Российского Балтийского Флота можно охарактеризовать как минную войну. Операции в глубь Балтики оканчивались Готландом и имели локальный характер.
В свою очередь немцы чувствовали себя в Балтике как дома...

Еще в конце 1914 года Британское адмиралтейство начало обсуждать вопрос посылки своих субмарин в Балтику для нападения на Флот Открытого моря, который, по данным разведки проводил учения и маневры в районе между островами Бронхольм и проливом Зунд.
Во второй половине августа и начале сентября 1915 года англичане отправили в Балтийское моря четыре подводные лодки. Из них благополучно дошли до Ревеля три, в том числе субмарина Е-8 под командованием Френсиса Готхарда (F. H. Goodhart).
К середине 1915 года английские субмарины, переняв тактику германских подлодок стали серьезной угрозой не только флоту Кайзера, но и германской торговли. Только в восточной части Балтики оперировало пять английских подлодок. Как признавали сами немцы, действия неприятельских подводных лодок чуть не сорвало грузовое и пасажирское судоходство.

23 октября 1915 года английская подводная лодка Е-8 одержала самую крупную победу на Балтийском театре военных действий с начала войны. Находясь в боевом дежурстве с 20 октября, лодка не атаковала многочисленные корабли противника в ожидании более крупной цели. В 9.32 утра Е-8 атаковала флагманский корабль контр-адмирала Гопмана - броненосный крейсер «Принц Адальберт». Вот как описывают произошедшее немецкие моряки: «Выпущенная торпеда вызвала детонацию боезапасов. Когда рассеялся поднявшийся от взрыва гигантский столб дыма и воды, от корабля ничего не осталось. Шедшие в охране крейсера миноносца S-142 и S-143 спасли только трех уцелевших. Миноносцы не видели следа торпед, с крейсера не было дано никаких тревожных сигналов, поэтому взрыв был приписан мине заграждения и на место гибели был вызван II дивизион тральщиков. Даже когда было принято сообщение русской радиостанции, что подрыв был произведен подводной лодкой, не все сомнения рассеялись; считали, что причиной гибели могла быть мина, поставленная с подводной лодки. Это была самая большая потеря в Балтийском море с начала войны: 32 офицера и 640 человек команды ( в том числе кадеты военно-морского училища) погибли вместе с кораблем, и у к-адм.Гопмана погиб его флагманский корабль. Сам Гопман со своим штабом перешел с крейсера перед его последним выходом, потому что крейсер был выслан в дозор ввиду отсутствия легких крейсеров.»
В свою очередь русские описывают сражение так: «Скоро нам удалось узнать интересные подробности о гибели крейсера «Принц Адальберт», взорванного английской подлодкой «Е-8» у Либавы. Оказывается, она попала в него одновременно двумя минами, по 8 пудов тола каждая, с дистанции в 6 кабельтовых. С лодки было видно, как весь крейсер вздрогнул, приподнялся, из амбразур боевой рубки выбросило огромное пламя, и он стал быстро погружаться. Взрыв был настолько силен, что даже сама лодка ощутила большое сотрясение. При крейсере находилось два миноносца, которые бросились спасать людей, но им удалось вытащить из воды всего только трех человек. Вся гибель продолжалась приблизительно 12 секунд. Взрыв на «Принце Адальберте» был, очевидно, однороден взрыву на «Палладе», хотя она затонула еще быстрее, чем этот крейсер. Теперь «Паллада» отомщена.»
За потопление «Принца Адальберта» Френсис Гудхарт (F. H. Goodhart) был награжден британским орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO) и русским орденом Св. Георгия 4-й ст.
Таким образом был потоплен флагманский броненосный крейсер типа «Принц Адальберт». 1915 год стал для него роковым. В течение этого года два раза команда боролась за спасения крейсера успешно – 23 января 1915 года корабль был поврежден был на камнях в районе маяка Стейнорт; 2 июля 1915 – торпедой, выпущенной с английской подводной лодки Е-9, но третий раз это оказалось невозможно. К слову сказать русский театр военных действия (восточная балтика) стали роковыми и для второго крейсера этой серии – «Фридриха Карла», который подорвался на русской мине 17 ноября 1914 года. Этот случай подробно и красочно показан в фильме «Адмиралъ».



Наши дни...
Еще в 2008 году основатель и руководитель клуба
DIVESPORT


Алексей Кравчук загорелся мечтой обследовать броненосный крейсер «Принц Адальберт», покоящийся на расстоянии 40 километров от Лиепаи на глубинах, которые возможно покорить только специально подготовленным дайверам, так называемых технических глубинах. Алексей целенаправленно шел к реализации этой идеи. Освоил соответствующую квалификацию глубоких погружений, используя различные газовые смеси. В дополнение к существующей инструкторской квалификации PADI приобрел квалификацию инструктора, позволяющую готовить технических дайверов. Собрал группу единомышленников – технических дайверов Василия Мартинова и автора этой статьи - Сергея Кравчука. Подключил известных лиепайских подводных поисковиков – Вадима Бухарина и Сергея Завадского.
К лету 2010 года реализация цели стала возможной. При помощи Сергея Завадского удалось определить координаты нахождения корабля. Алексей приобрел и ввел в эксплуатацию оборудование для создания необходимых газовых смесей. В конце июля подготовительные работы были завершены. Твины с донной смесью – тримикс 15/45, стейджи с травел газом - воздухом и декомпрессионными смесями – найтрекс 40 и кислородом были готовы. Мы ждали погоды. Погода этим летом выдалась достаточно непредсказуемая. Жара явилась причиной того, что погода на море могла измениться за пять минут и видимое на горизонте маленькое облачко могло стать причиной большого шторма с порывистым ветром на море до 20 метров в секунду, громом и молниями. Каждый день мы с надеждой смотрели на небо и изучали специализированные сайты погоды. В конце концов, в четверг 5 августа Алексей принял решение – на выходные выходим в море.
7 августа мы встретились в Лиепае. День прошел в проверки снаряжения, планирование и подготовке дайва, проговаривались все возможные нюансы, решение возможных нестандартных ситуаций, ведь глубина погружения – 80 метров при недостаточной подготовке или неслаженности действий могла оказаться опасной. Мы договорились, что первыми пойдут Алексей с Сергеем Завадским, а после того, как они встанут на последнюю декомпрессию –Василий и я.
8 августа в 8 часов утра мы спустили рибы, погрузили в них оборудование и вышли в море. Море встретило нас небольшим волнением и пасмурным небом, но в целом препятствий к выходу и погружения не было. Через час - полтора мы достигли объекта. Настроили эхолоты – прозондировав дно определили точку где будем погружаться. Бросили буй. Алексей и Сергей ушли под воду. Через двадцать минут мы привязали рибы к ходовому концу и опустили в воду резервный стейдж с кислородом. Через час по пузырям воздуха мы определили, что ребята проходят последнюю декомпрессию на 6 метрах и начали готовиться к погружению. Благодаря помощи Вадима Бухарина через пятнадцать минут мы были в воде. Перед погружением - необходимая взаимная проверка (бабл-чек) и с Богом, под воду. Через пять минут я увидел объект. Алексей прикрепил ходовой конец с правой стороны корабля (принимая во внимание, что корабль лежит килем кверху – это получился левый борт), мы закрепили ходовую катушку и пошли вниз... Окружающая действительность казалась нереальной – на этой глубине нет ни течений ни живности – в результате чего мы видели картины почти в таком виде как 95 лет тому назад. Прекрасная видимость – метров 20 (сколько бил фонарь) позволяла наблюдать прекрасно сохранившийся корабль. Борта в отличие от кораблей на мелких глубинах не обросшие морскими водорослями. Огромные орудия как будто и сейчас готовы к стрельбе. Некоторые иллюминаторы открыты, как были в момент взрыва. В помещениях лежат личные вещи и элементы экипировки. Ощущение – что всего несколько минут назад корабль нес свое боевое дежурство. Через пятнадцать минут дайва мы повернули назад. Благополучно дошли до ходового конца и встали на декомпрессию. Успешно прошли декомпрессию, поднялись на лодки, закрепили оборудование и назад, в Лиепаю... На обратном пути больше молчали. Чувство, как будто побывал в другой реальности, как будто то, что я делал в дайвинге до этого погружения было несерьезно и делалось только для того, что бы сделать именно это погружение. Единственная мысль– когда идем в следующий раз?


А. Кравчук, С. Завадский, С. Кравчук, В. Мартинов


Краткая историческая справка и тактико-технические характеристики:
Подводная лодка Е-8:
Историческая справка:
Постройка лодки на верфи в Чатаме (Великобритания) 30 марта - 30 октября 1912 год.
4 апреля 1918 года. Взорвана экипажем на внешнем Свеаборгском рейде для предотвращения захвата немцами и большевиками.
Командиры:
Френсис Гурхард (F.Goodhard) 914-1916;
А.Феннер (A.Fenner) (1917).
Тактико-технические элементы:
Размеры, 54,2х6,9х3,7 метров;
Водоизмещение надводное / подводное, 660 / 810 тонн;
Мощность двигателей надводного хода / подводного хода, 2х800 / 2х420 л.с.;
Скорость надводного хода / подводного хода, 16 / 10 узл.;
Дальность плавания надводным / подводным ходом, 3000 / (10) миль;
Глубина погружения, (50?) м;
Вооружение:
1 (одно) 4 дм артиллерийское орудие;
4 (четыре) торпеды в трубчатых аппаратах (1 носовой, 2 бортовых, 1 кормовой);
(Практически брали 2 запасных торпеды, не предусмотренные проектом).

Броненосный крейсер «принц Адальберт»:
Историческая справка:
Заложен на Кильской судоверфи в апреле 1900 года;
Спущен 22 июня 1901;
Вступил в строй 12 января 1904 года;
Стоимость 16 371 млн. марок.
"Принц Адельберт" по окончании ходовых испытаний служил учебно-артиллерийским кораблем. С началом воины крейсер вошел в состав IV Разведывательной группы.
29 ноября крейсер окончательно перебрасывается на Балтику, он должен был заменить погибший "Фридрих Карл". 7 декабря на крейсере поднял флат командующий морскими силами Балтийского моря контр-адмирал Беринг. В апреле же состоялась смена командования: Беринга сменил контр-адмирал Хопмап.
(2 июля) в шести милях перед Риксхефтом торпеда с английской подлодки Е-9 взорвалась под носовым мостиком "Принца Адальберта" (10 погибших). Адмирал Хопман перешел на V-99, а "Принц Адальберт" кормой вперед дошел до Киля.
23 октября 1915 г. путь крейсера пересекла торпеда английской подлодки "E-8". Крейсер погиб почти мгновенно, так как от взрыва торпеды сдетонировали погреба.


Тактико-технические элементы: Водоизмещение: нормальное 9087, полное 9875 т; Длина: по конструктивной ватерлинии 124,9 м, наибольшая 126,5 м.; Ширина: наибольшая по конструктивной ватерлинии 19,6 м.; Осадка: 7,43 м носом и 7,9 м кормой; Высота борта: на миделе 12 м; Тоннаж: 9875 т; Cхема бронирования: Пояс по ватерлинии набирался из крупповской брони переменной толщины. В пределах цитадели толщина брони составляла 100 мм, в оконечностях 80 мм. Броневая палуба своими скосами крепится к нижнему краю пояса. Толщина брони в пределах цитадели равнялась 40 мм, вне цитадели — 80, толщина скосов 50 и 80 мм. Башни главного калибра несли вертикальную броню 150-мм, горизонтальную 30-мм. На башнях среднего калибра вертикальная броня осталась той же толщины — 100 мм. Бронирование носовой боевой рубки: стенки — 150 мм, крыша 30 мм. Кормовая боевая рубка защищалась 20-мм плитами. Силовая установка: Три трехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения общей проектной мощностью 16500 л.с. работали на три гребных винта. 14 хорошо водотрубных котлов "Дюрра". Проектная скорость 21 узел, фактическая выше на 0,6 узла. Дальность плавания 12-уз. ходом 4970 миль. Вооружение: Четыре скорострельных 210-мм орудия С/01 с длиной ствола 40 калибров. Максимальная дальность прицельного выстрела 140-кг бронебойным снарядом 88 кабельтовых. Четыре скорострельных 150-мм орудия С/97.99 с длиной ствола 40 калибров. Максимальная дальность прицельного выстрела достигала 73.9 каб. Шесть скорострельных 150-мм орудий С/97 с длиной ствола 40 калибров. Двенадцать скорострельных 88-мм орудий С701 с длиной ствола 35 калибров. Максимальная дальность стрельбы достигала 49 кабельтовых. Четыре 37-мм револьверных пушки. Максимальная дальность стрельбы 19,9 кабельтовых. Четыре 8-мм пулемета. Максимальная дальность стрельбы 13,5 каб. Оружие для десантных партий: винтовки Mod.98-297 и пистолеты Mod.C/04-80. Торпедное вооружение состояло из одного носового, двух бортовых подводных 450-мм торпедных аппаратов с запасом из 11 торпед марки С/45.91. Экипаж насчитывал 35 офицеров и 551 матроса. Капитан крейсера на момент гибели - капитан 1 ранга Бунеман (август-октябрь 1915 г.)



Используемая литература: - Меркушов Василий Александрович, Из дневника подводника. Записки командира подводной лодки «Окунь» 1914–1915 гг. - Ролльман Г. "Война на Балтийском море 1915 г.". - Граф Гаральд Карлович, На «Новике»; - Пахомов Н. А. Броненосные крейсера Германии; - www.deepstorm.ru


 






Комментариев нет:

Отправить комментарий