воскресенье, 28 октября 2018 г.

Прорыватель минных загрождений "Ammerland" ( SS August Schultze)






Год постройки: 1921
Размер: 85 х 12,3 м
Тип судна: Грузовое судно
  (SS August Schultze  1921-1938). Прорыватель минных заграждений ( Ammerland  
1938-1945).
Водоизмещение: 2452 брт
Силовая установка: паровая машина и два огнетрубных котла “
Bremen Vulkan” (Vegesack)
Скорость: 11 узлов

Экипаж: предположительно 50 человек.
Завод-строитель:  Norddeutsche Werft, Бремерхафен



«SS August Schultze». Построенный  в 1921 году, принадлежал компании «Oldenburg-Portugiesische Dampfschiffs-Rhederei».   Корабль осуществлял грузовые перевозки. В 1938 году судно было передано военно-морскому флоту Германии  «Krigsmarine» .  Новое название корабля  « Ammerland» - прорыватель минных заграждений и  тактически подчинялся 14-ой флотилии охранения.  

Предназначение:

Инициирование подрыва мин воздействием на их взрыватели. На контактные взрыватели прорыватель воздействовал собственным корпусом, на неконтактные – специально усиленным уровнем собственных физических полей (магнитного, акустического, гидродинамического). Корабль оснащался  105 мм орудием и двумя 20 мм зенитками Flak 38. В носовой части  находилась большая  электро-магнитная катушка (VES-Anlage) , созданная для воздействия магнитных полей на взрыватели морских мин. Был усилен корпус, отсеки герметизировались. На случай подрыва корабля, в трюма устанавливались дополнительные водооткачивающие насосы.

Электро-магнитная катушка.
 

 
 В истории гибели корабля есть противоречия. По архивным данным советской стороны, 10 февраля 1945 года советская подводная лодка Щ-318 получила таранный удар от Аммерланд.  При этом сумела погрузится и в дальнейшем дойти до базы.  Немецкая сторона утверждает,  прорыватель минных заграждений  столкнулся с пароходом Сarl, возможно  в условиях плохой видимости и затонул от полученных повреждений.
 Удар пришёлся в центральную часть судна, в районе рубки. Это привело к гибели капитана судна обер-лейтенанта  Поль (Pohl) и четырёх моряков. Команда старалась спасти повреждённый корабль, но    несмотря на усиленную конструкцию и модернизацию судна, повреждения привели к затоплению. 45 моряков было спасено.
В апреле 2006 года, по рыбацким зацепам, в 18 милях от Лиепаи, на глубине 38 метров,  был обнаружен военный корабль второй мировой войны. После изучения архивных данных, стало известно название корабля. Это был немецкий прорыватель  минных заграждений  «Ammerland».  Стоит отметить, что немецкая сторона довольно точно обозначило место гибели .
 
Обследование судна
Фото А. Кравчук  Электро-магнитная катушка 2017г.
 
Нашли Аммерланд традиционным, к тому моменту способом. Один из местных капитанов рыболовного траулера передал С. Завадскому   точки зацепов сетей в районе Лиепаи. Стоит заметить, что дно Балтийского моря у Латвийских берегов достаточно ровное и  не имеет подводных скал или резких скачков глубины, по этой причине, облегчается поиск затонувших кораблей. Любой зацеп рыбацких сетей, многообещающи, может быть останками кораблекрушения.  Выйдя с помощью GPS на точку зацепа, нашли Аммерланд достаточно быстро, с помощью обычного рыболовного эхолота.
Первое погружение проходило в мае 2006 года. Вооружившись спаренными баллонами и кислородом,  Я и Сергей Завадский предвкушали своё первое погружение на неизвестный в тот момент корабль. Это очень волнительный момент для исследователя. Можно только догадывается, что тебя ждёт на дне, каких годов это судно и каков его груз.  Установив над остовом ходовой конец, мы начали своё погружение.
Ходовой конец- представляет из себя свинцовый или стальной груз весом 4-6 килограмм и поплавка, чаще всего это пустая пластиковая канистра . Соединённые между собой веревкой от 6 до 10 мм толщеной, яркого цвета. Прыгая в воду, аквалангист использует веревку для погружения и подъёма. В условиях ограниченной видимости не использование ходового конца, грозило исследователю промахнутся мимо затонувшего судна и потерять много времени на дне в поисках. 
Уже с 18 метров нашему взору предстало огромное металлическое судно, лежащее на левом борту.  Погружение началось с исследования кормовой части, осмотра огромного винта и пера руля. В кормовые отсеки к сожалению проникнуть нельзя, а  расположенный у кормы трюм оказался -пустой. Внизу лежит  кислородный баллон с прикрученным к нему редуктором с манометрами и шлангом, уходившим в темноту трюма, это кислородный резак. Осмотревшись, мы продолжаем двигается к центральной надстройке. В низу на песке лежали пустые  бутылки, возможно выпавшие из камбуза.  Двигаясь от кормы к носу судна, за остатками надстройки появляется большой разлом, оголивший два огнетрубных котла.  В этом месте очень большие разрушения. Через разлом можно проплыть во внутренние помещения корабля. Здесь двигаясь по коридору, на деревянной табличке, когда то закреплённой на стене, виднеется обрывок надписи на немецком языке. На полу валяются деревянные ящики с инструментом и различными приспособлениями. Времени не так много и мы выплыв из внутренних помещений, продолжили движение к носу корабля и вскоре  появляется передний трюм. Над ним, как штора, свисают кабеля электро - магнитной катушки, когда то создающей электро-магнитное поле. В результате воздействия такого поля на электро - магнитные взрыватели мины, они детонировали на безлопастном расстоянии от судна. 
Пустые бочки в трюме.
 
 В носовом трюме находились пустые железные бочки, раздавленные давлением воды, ими загружали корабль для большей живучести в случае получения повреждений и проникновения воды в трюм. На носу сохранилось орудие, за ним  якорная лебёдка, и два якоря по бокам, расположенных на своём штатном месте. Только носовая часть судна дала представление о его назначении и времени гибели.
Время погружения вышло, и подымаясь по ходовому концу к поверхности, мой взгляд был устремлён вниз, там судно постепенно скрывалось от нашего взора в зелёно-голубой дымке воды. После прохождения 30 минут декомпрессии, мы оказались на  поверхности. Температура воды +2 .  Наше первое погружение продолжалось 75 минут.

Фото А. Кравчука. Останки бочек  2017 г.
Тогда мы только предполагали о названии, предназначении, даты и причин гибели данного затонувшего корабля. Спустя несколько месяцев, после изучения архивов, В. Бухарин определил название судна и  его судьбу.
 
Сейчас это популярное место для погружений, его часто посещают Латвийские, Литовские и Шведские аквалангисты.
Статью подготовил Алексей Кравчук.

 

  (http://kreiser.unoforum.pro/?1-2-0-00000002-000-10001-0).  (Фото при жизни)

Комментариев нет:

Отправить комментарий