среда, 28 ноября 2018 г.

RO-24 Wreck diving the Baltic sea. Затонувшие корабли Балтийского моря.


Zonnewijk

Год постройки: 1928

Размер: 116 м х 16 м.

Тип судна: Грузовой пароход.

Водоизмещение: 4499 брт

Силовая установка : Паровая машина тройного расширения

Скорость:  10,5 узлов.



Завод-строитель:  Шотландия,  Глазго. «Clyde Shipbuilding Company» верфь № 354,  по заказу «Erhardt & Dekkers, Rotterdam»

Грузовой пароход  Zonnewijk  до начала второй мировой войны принадлежал Нидерландской компании.   В 1935 году был мобилизован и вошёл в состав германского  военно-морского флота Krigsmarine,  получив название RO-24. На носу судна было установлено  артиллеристское  орудие  и зенитная пушка, вторая зенитка была установлена на корме.

Ночью 8 октября  1944-го года двигаясь в составе конвоя юго-западнее Виндавы, корабль обнаружен  советской подводной лодкой  «Щ-310 Белуха» под командованием капитана Самуила Нахмановича  Богорада.  Совершив торпедную атаку тремя торпедами,  лодка совершила срочное погружение  и смогла  уйти от кораблей охранения  конвоя.  Корабль  RO -24, перевозил груз гидра - акустических мин, стрелковое оружие и прочую  амуницию для нужд немецкой армии, а так же контингент военнослужащих, всего 541 человек.  RO-24 получил попадание торпеды  и   очень быстро затонул в 6 милях от берега на траверсе Ужавского маяка.  По советским   данным погибло 260 человек. Остальных удалось спасти кораблям охранения конвоя, часть из которых, включая тральщик М-17, кинулись ловить  погрузившуюся подводную лодку. Но их многочасовые попытки не увенчались успехом и лодка успешно дошла до базы.





Технические  данные Щ-310:

Средняя  дизельная подводная лодка.

Длинна:  58,8 м.

Ширина : 6,2 м.

Осадка: 3,9 м.

Скорость плаванья :

Под водой: 8,5 узлов.

Над водой: 13,5 узлов.

Экипаж: 37 человек.

На вооружении 2 пушки «21-К»  45мм, с боезапасом на 1000 выстрелов.

4 носовых и 2 кормовых  торпедных аппарата, с запасом торпед 10 штук.

 

 

 

Капитан подводной лодки «Щ-310 Белуха», герой советского союза   Самуил Нахманович  Богорад прошёл всю войну,  и посветил всю свою дальнейшую жизньфлоту.  Скончался  С.Н. Богорад в возрасте 89-ти лет 23 апреля 1996 года и похоронен на Гарнизонном кладбище в Риге.

 

Фото ужавского маяка

На дне.

К 2000 году обломки судна обнаружило шведское картографическое судно « Алтаир» .  Это было одно из многих, в тот момент неизвестных  затонувших судов, обнаруженных в результате обследования точек зацепов сетей, полученных от капитанов  рыболовных кораблей, базировавшихся в Лиепаи и Вентспилсе.  Фактически сразу результаты обследования стали известны и аквалангистам. 

Начались регулярные погружения на новые, ранее неизвестные затонувшие корабли.  Изначально им присваивались имена, ассоциирующиеся с тем или иным  судном. Например,  немецкий транспорт  Мариенбург, до определения его истинного названия, аквалангисты называли «Роттердам». Это было связано с таблом  машинного  телеграфа, когда то располагавшимся в машинном отделении, и в данное время торчащим около двигателя по центру разрушенного корабля.  На нем, хоть и изрядно поедено коррозией, до сих пор видна надпись   „Rotterdam mashin” .

Немецкий  грузовой корабль Hochsee именовался  «покрышки», а судно  Kate, потопленное  подводной лодкой С-7 около Павилосты , называлось «цементом».    На Кате часть груза были мишки с цементом, а на Hochsee – разбитая техника, включая рамы от грузовиков, с мостами и колёсами.  Schiffbek, по этой же причине называли рельсами или часами.

Ro-24  получил название « бомбы» из-за своего когда то  опасного груза. 

Погружения  на это судно аквалангистов  начались в 2001 году и к 2004-му, обломки судна были хорошо изучены .  Глубина залегания всего 27 метров.  Когда то 116 метровый корабль ,  сильно раскидало по дну. Его нос стоит вертикально .  Носовое орудие хорошо сохранилось,  и до сих пор стоит на своём штатном месте.  Леерное  заграждение,  швартовочные кнехты и якорные лебёдки  выразительно выделяются на вертикально стоящем носу.  Основная часть судна имеет колоссальные разрушения.  Борта развалились,  палуба рухнула , утягивая за собой и  другие элементы корабля. Все это  перемешались и  частично засыпано песком.  Трюма также сровнялись с окружающим ландшафтом.  В некоторых местах из песка  торчат полуразложившиеся остатки,  когда-то грозного противокорабельного оружия -  гидра акустические мины. Посреди развалин,  в центральной части открывается взору то,  что как правило спрятано от людских глаз внутри корпуса судна, сердце когда-то большого корабля -  паровые котлы и сам двигатель.

За машиной среди развалин виднеется кафельная плитка, на тыльной стороне которой видна  надпись « Hand made. England». В этом месте когда то находился камбуз и гальюн.

Корма  сохранилась достаточно хорошо, стоит на ровном киле с креном на левый борт. Поражает своим размером бронзовый винт, одна лопасть которого достигает в длину почти двух метров.  Таких же больших размеров и перо руля. 

На судно можно было погружается много раз, и каждое погружение открывало что-то новое.

Последние погружения аквалангистов  датируются 2015-ым годом.  Спустя пятнадцать лет после обнаружения и исследования, в марте 2016-го года погружения на  судно  RO-24 и в радиусе морской мили были запрещены в виду нахождения на нем опасного военного груза.
 
 
 Используемые материаллы:
 (Автор: The author is unknown. Picture was taken before WW2 - http://submarine.id.ru/galery/t278.jpg, Общественное достояние, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=2225523)  (Автор: неизвестен - http://www.peoples.ru/military/navy_fleet/samuil_bogorad/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=314419. )

Цветная (Автор: неизвестен - http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/002/3-1-496/00000042.jpg&id=50055867&id1=169452b1c4b42933dc9b3d2fb81739be, Общественное достояние, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=6390832)

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий