
Zonnewijk
Год постройки: 1928
Размер: 116 м х 16 м.
Тип судна: Грузовой пароход.
Водоизмещение: 4499 брт
Силовая установка : Паровая машина тройного расширения
Скорость: 10,5 узлов.
Завод-строитель:
Шотландия, Глазго. «Clyde Shipbuilding
Company» верфь №
354, по заказу «Erhardt & Dekkers, Rotterdam»
Грузовой пароход Zonnewijk до начала второй мировой войны принадлежал
Нидерландской компании. В 1935 году был
мобилизован и вошёл в состав германского
военно-морского флота Krigsmarine,
получив название RO-24. На
носу судна было установлено артиллеристское орудие и зенитная пушка, вторая зенитка была
установлена на корме.
Ночью 8 октября
1944-го года двигаясь в составе конвоя юго-западнее Виндавы, корабль обнаружен советской подводной лодкой «Щ-310 Белуха» под командованием капитана
Самуила Нахмановича Богорада. Совершив торпедную атаку тремя
торпедами, лодка совершила срочное
погружение и смогла уйти от кораблей охранения конвоя. Корабль RO -24, перевозил груз гидра
- акустических мин, стрелковое оружие и прочую
амуницию для нужд немецкой армии, а так же контингент военнослужащих,
всего 541 человек. RO-24 получил попадание торпеды и
очень быстро затонул в 6 милях от берега на траверсе Ужавского маяка. По советским
данным погибло 260 человек. Остальных удалось спасти кораблям охранения
конвоя, часть из которых, включая тральщик М-17, кинулись ловить погрузившуюся подводную лодку. Но их многочасовые
попытки не увенчались успехом и лодка успешно дошла до базы.

Технические данные Щ-310:
Средняя дизельная
подводная лодка.
Длинна: 58,8 м.
Ширина : 6,2 м.
Осадка: 3,9 м.
Скорость плаванья :
Под водой: 8,5 узлов.
Над водой: 13,5 узлов.
Экипаж: 37 человек.
На вооружении 2 пушки «21-К»
45мм, с боезапасом на 1000 выстрелов.
4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, с запасом торпед 10 штук.

Капитан подводной лодки «Щ-310 Белуха», герой советского
союза Самуил Нахманович Богорад прошёл всю войну, и посветил всю свою дальнейшую жизньфлоту. Скончался С.Н. Богорад в возрасте 89-ти лет 23 апреля
1996 года и похоронен на Гарнизонном кладбище в Риге.
Фото ужавского маяка
На дне.
К 2000 году обломки судна обнаружило шведское
картографическое судно « Алтаир» . Это
было одно из многих, в тот момент неизвестных
затонувших судов, обнаруженных в результате обследования точек зацепов
сетей, полученных от капитанов
рыболовных кораблей, базировавшихся в Лиепаи и Вентспилсе. Фактически сразу результаты обследования
стали известны и аквалангистам.
Начались регулярные погружения на новые, ранее неизвестные
затонувшие корабли. Изначально им
присваивались имена, ассоциирующиеся с тем или иным судном. Например, немецкий транспорт Мариенбург, до определения его истинного
названия, аквалангисты называли «Роттердам». Это было связано с таблом машинного
телеграфа, когда то располагавшимся в машинном отделении, и в данное
время торчащим около двигателя по центру разрушенного корабля. На нем, хоть и изрядно поедено коррозией, до
сих пор видна надпись „Rotterdam mashin” .
Немецкий грузовой корабль
Hochsee именовался «покрышки», а судно Kate,
потопленное подводной лодкой С-7 около
Павилосты , называлось «цементом». На
Кате часть груза были мишки с цементом, а на Hochsee – разбитая техника, включая рамы от грузовиков, с мостами и
колёсами. Schiffbek, по этой же причине называли
рельсами или часами.
Ro-24 получил название « бомбы» из-за своего
когда то опасного груза.
Погружения на это
судно аквалангистов начались в 2001 году
и к 2004-му, обломки судна были хорошо изучены . Глубина залегания всего 27 метров. Когда то 116 метровый корабль , сильно раскидало по дну. Его нос стоит
вертикально . Носовое орудие хорошо
сохранилось, и до сих пор стоит на своём
штатном месте. Леерное заграждение,
швартовочные кнехты и якорные лебёдки
выразительно выделяются на вертикально стоящем носу. Основная часть судна имеет колоссальные
разрушения. Борта развалились, палуба рухнула , утягивая за собой и другие элементы корабля. Все это перемешались и частично засыпано песком. Трюма также сровнялись с окружающим
ландшафтом. В некоторых местах из
песка торчат полуразложившиеся
остатки, когда-то грозного
противокорабельного оружия - гидра
акустические мины. Посреди развалин, в
центральной части открывается взору то, что как правило спрятано от людских глаз
внутри корпуса судна, сердце когда-то большого корабля - паровые котлы и сам двигатель.
За машиной среди развалин виднеется кафельная плитка, на
тыльной стороне которой видна надпись « Hand made. England». В этом месте когда то находился
камбуз и гальюн.
Корма сохранилась
достаточно хорошо, стоит на ровном киле с креном на левый борт. Поражает своим
размером бронзовый винт, одна лопасть которого достигает в длину почти двух
метров. Таких же больших размеров и перо
руля.

На судно можно было погружается много раз, и каждое
погружение открывало что-то новое.
Используемые материаллы:
(Автор: The author is unknown. Picture was taken before WW2 - http://submarine.id.ru/galery/t278.jpg, Общественное достояние, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=2225523) (Автор: неизвестен - http://www.peoples.ru/military/navy_fleet/samuil_bogorad/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=314419. )
Цветная (Автор: неизвестен - http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/002/3-1-496/00000042.jpg&id=50055867&id1=169452b1c4b42933dc9b3d2fb81739be, Общественное достояние, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=6390832)
Скажите пожалуйста, где могу узнать координаты затопленного корабля? При действующем запрете погружения с аквалангом, хочу погрузиться и осмотреть корабль с помощью дрона. Буду благодарен, если ответите мне на почту: pcmyst@me.com
ОтветитьУдалить