вторник, 13 ноября 2018 г.

SMS Bremen- минная война.


 SMS Bremen
 





Технические данные:


Год постройки: 1902 
Размер: 111,1 х 13,3 х 6,61м
 Тип судна: Бронепалубный крейсер
 Водоизмещение: 3816 т
 Силовая установка : Паровой двигaтель. 2П.М.
Мощность установки: 12 280 л.c
Скорость: 23,1узел
 Экипаж: 301 человек.
Завод-строитель: A.G. Weser Werft. Bremen
ВООРУЖЕНИЕ:
10 орудий × 105 мм,
10 пулеметов.
В 1915 г.было добавленно:
2 орудия × 150 мми 6 орудий × 105 мм
2 надводных торпедных аппарата х 450 мм






Художник Н.М. Кочергин.



Закладка судна началась в 1902 году  на судовой верфи AG Wesser в немецком городе Бремен. Средства на постройку жертвовали многие горожане.19 мая 1904 года крейсер вошёл в состав военно- морского флота Германии.
Фактически до 1914 года корабль находился за границей и только с началом военных действий прибыл в Германию. С началом первой мировой войны Бремен был приписан к Балтийскому флоту. В августе 1915 года под командованием сорока двух летнего корвет-капитана  Алекса Валтера , в составе флотилии принимал участие в прорыве германского флота в Рижский залив. 
Под покровом ночи, 15 декабря, русские эскадренные миноносцы   "Новик"(Капитан 2 ранга М. А. Беренс "Победитель"( капитана 1 ранга В.С. Вечеслова)  и "Забияка" (Капитан 2 ранга барон А. М. Косинский) выставили на немецком фарватере 150 контактных мин.  А с начала военных действий российские корабли в районе Виндавы  (Вентспилс)  выставили 542 мины.
17 декабря 1915 года крейсер в составе двух эсминцев V-191 и V-186  вышли из Виндавы в дозор.
Первым на мине подорвался  эсминец V- 191.  Судно подало сигнал бедствия ракетой, сообщив о  подрыве на мине и  затоплении моторного отсека. Моряки начали подготовку к эвакуации раненых. Но 115 кг тротила, с детонировавшие под кармой  эсминца,  не оставила  шансов на спасение.  Корабль быстро затонул. При этом погибло 25 из 84 человек.
На Бремене спустили шлюпки для  спасение команды и оказания помощи. Через 19 минут под носом Бремена прогремел взрыв, затем второй. Нос судна разорвало, осколки железа и взрывная волна пролетели по палубе, калеча и убивая людей, скидывая их за борт, в ледяные воды. Оставшиеся в живых пытались попасть в спасательные шлюпки, или просто прыгали за борт.  Агония Бремена была не продолжительной. Вскоре корма  начала подыматься вверх, фактически встав вертикально  крейсер ушёл под воду. Выживший старший матрос рассказал, что капитану Алексу Валтеру взрывом оторвало обе ноги и после затопления крейсера, его недолго видели на поверхности воды.
Эсминец V-186 решив, что конвой атаковала подводная лодка, начал делать противолодочные маневры. Это привело к ещё большим жертвам со стороны экипажа Бремена и  V-191. Люди,  находясь в холодной воде, а в это время года она +4, получали переохлаждение,  выбившись из сил, тонули.
В результате гибели крейсера Бремен погибло 11 офицеров и 187 матросов.  Спаслись 8 офицеров и 102 матроса.
Из-за ошибочного донесения составленного  командиром  эсминца Т-186  об атаке подводной лодки, минное поле осталось незамеченными на следующий день на этих минах подорвались и затонули сторожевой корабль Фрея и эсминец V-177, поймавший мину носом.




На дне.


Крейсер Бремен затонул на глубине 46 метров. Носовая часть крейсера первой ушла под воду, высоко задрав корму и  судно быстро затонуло. Бремен встал  на ровный киль на песчаном  белоснежном дне.
 У крейсера оторван нос, отсутствует  около 20 метров корпуса и носовое 150 мм орудие.  Полностью разрушена рубка и радиомачта.  На палубе вдоль бортов сохранились 105 мм орудия, напоминая о былой силе  этого, когда то мощного военного корабля. С верхней палубы фактически все сметено. Взрыв на судне, столетнее пребывание под водой и рыбацкие тралы сделали своё дело. Но на палубе до сих пор стоит спаренный  штурвал, который хорошо виден на некоторых фотографиях, сделанных еще при жизни боевого корабля. До наших дней он сохранился в очень деформированном и повреждённом виде. Позади штурвала находится второе 150 мм орудие, крейсер получил их в последней модернизации, перед началом первой мировой войны. Фактически все орудия крейсера стоят на своём месте, создавая впечатление, даже через много лет, военный корабль готов к бою. Считаю важным отметить, во время взрыва  эсминца V191, на Бремене зазвучала боевая тревога и все орудия были в полной боевой готовности.
 По левому борту, на дне, занесенная песком, лежит та самая спасательная шлюпка. Во время ее спуска и прогремел первый взрыв под носом самого крейсера. Лодка вместе с людьми рухнула с высоты вниз и затонула. На ее борту, отполированная песком, бронзой блестит буква В.
 Хорошо сохранилась столовая, ее легко узнать по большому количеству битых тарелок, салатниц и кружек.. Со стен попадали светильники, вокруг множество различных обломков деталей интерьера и мелких частей корабля. С потолка свисают остатки электрической проводки. В помещение столовой можно заплыть с любой стороны судна. Дверей нет, на их местах зияют огромные дыры. В бортах во многих местах отсутствует обшивка и при хорошей видимости,  вся столовая хорошо освещается. За столовой находится корма судна, над ней весит рыбацкий трал. Вернее то, что от него осталось.
 Именно тралы наносят огромный урон затонувшим кораблям. А те отвечают рыбакам взаимностью.
Рыболовный трал - мешок, сделанный из канатов и сетей, буксируемый рыболовным судном- траулером.
Трал, зацепившись за остов затонувшего корабля, в лучшем случае разорвется, в худшем, останется на дне целиком. При попытках сорвать трал с затонувшего корабля, происходят сильные повреждения последнего.
Капитан траулера отмечает на карте место зацепа и в дальнейшем при тралении, избегает данного района. Места зацепов излюбленное место дайверов - исследователей, т.к. возможно на дне затонувший корабль.
Капитанская каюта находилась в корме крейсера. Ни во время взрыва, ни в процессе затопления,  эта часть судна не должна была пострадать. Эта часть судна могла лучше всего сохранится. Но трал сделал своё дело. Верхняя палуба рухнула на каюту капитана и не оставила возможности осмотреть это место. В небольшую щель между палубой и полом виднеется только ванна, остальное раздавлено и погребено под полуметровым слоем ила.
Жилые отсеки.
С обоих бортов крейсера, около дна,  упавшие куски обшивки открыли  проход во внутренние отсеки. Когда то там располагались жилые помещения. Время не пощадило и их. Метровый слой песка, скрывает от глаз остатки интерьера. От ржавчины, падающей с потолка, все выглядит однотонно рыжего цвета. Из песка торчат доски, остатки упавших дверей и  перегородок ,деформированных до полной неузнаваемость. В этом месте можно провести много времени, разглядывая каждый сантиметр поверхности.


С 2015 года   погружения в этом районе требуют специального разрешение от береговой охраны.


Фото при жизни от сюда: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1550239

Комментариев нет:

Отправить комментарий