вторник, 24 августа 2010 г.

"Алтай" «Товарищ Красин» - гибель в Ирбенским проливе.

 АЛТАЙ «ТОВАРИЩ КРАСИН»
Технические данные:

СССР
Год постройки: 1925
Размер:87х13х6,26 м:
Тип судна: Средний лесовоз (серии I)
Водоизмещение: 5280 т
Грузоподъемность: 3230 т
Силовая установка паровая машина и два огнетрубных котла
Мощность установки: 900 л.с.
Скорость: 9 узлов
Дальность: 2500 миль
Экипаж: 32 чел.
Завод-строитель: Балтийский, Ленинград.






В 1925 году в Ленинграде с верфи Балтийского завода начали выходить грузовые суда - лесовозы, в которых так нуждалась молодая Советская Республика. После первой мировой, революции, а затем и гражданской воины состояние Русского флота представляло собой довольно плачевную картину.Эти 87-ти метровые корабли-ледоколы предназначались для перевозки леса из Архангельска в Лондон. Одно из первых судов, этой серии, пополневшее ряды торгового флота СССР был «Товарищ Красин».Перед началом Великой Отечественной войны, корабль находился в составе Дальневосточного Государственного Морского Пароходства, но к началу войны был переведён в Мурманск, осуществляя перевозку грузов местного значения. В конвоях из Исландии судно не участвовало, по причине небольших размеров и слабой скорости, около девяти узлов. По неподтвержденным данным «Товарищ Красин» 15.04.42 у острова Нокуев, возвращаясь из Иоканьгу, был атакован немецкой подводной лодкой, но безрезультатно. 20.05.42 Корабль повторил рейс, доставив груз и 150 человек. На следующий день, в Иоканьге, судно было атаковано вражеской авиацией. Отражая атаку из зенитной пушки «Эрликон», установленной в начале войны на верхней палубе кормовой надстройки и стреляющей 20 мм трассирующими, бронебойными и разрывными снарядами. Скорострельность пушки - 450 выстрелов в минуту, опустошала магазин за три с половиной секунды, рядом находился запасной магазин. Из-за нехватки людей за орудиями часто стояли женщины. В результате авиа налёта, из-за попадания бомбы, судно получило пробоину в кормовой части. Но уже через месяц, корабль продолжал доставлять груз до мест назначения, приближая великую победу.Пережив Вторую Мировую войну, судно получило название «Алтай», в начале 1946 года, кораблю было предписано отправится из Мурманска в Ригу. 24.01.46. проходя по Ирбенскому проливу, соединяющим Балтийское море с Рижским заливом, около Михайловского маяка, Алтай подрывается на мине. Став одной из двух жертв, в территориальных водах Латвии, спустя почти год после окончания войны. Второй жертвой является танкер «Марс», но это уже совсем другая история. Ради спасения людей капитан взял курс к берегу. Вода всё пребывала, и насосы не справлялись с её откачкой, с каждой минутой осадка судна увеличивалась. Было принято решение покинуть корабль. Судно погрузилось на глубину двенадцати метров, встав на ровный киль, его надстройка и мачты торчали из воды. До берега оставалось два километра. Экипаж и пассажиры успешно добрались до берега в спасательных шлюпках. Со слов местных жителей, на корабле находилась театральная группа, направляющаяся на гастроли в Ригу. Весь гардероб театра позже штормом выбросило на берег. И местные жители долгое время щеголяли в чудесных нарядах.После войны Ирбенский пролив стал закрытой зоной стратегического значения.
Схема остова на дне.
Про «Алтай» почти все забыли, кроме береговой артиллерии, батарея которой стояла в зоне досягаемости затонувшего корабля. Изредка, чтобы не потерять навыки, производились стрельбы по торчащим из воды деталям судна. Вскоре море спрятало весь корабль под водой и о нём забыли. На морских картографических картах было обозначено большое подводное препятствие, и даже рыбаки обходили это место стороной.В 1991 году, после обретения Латвией независимости, появилась возможности нырять с аквалангом в море, в том числе и на «АЛТАЙ». Популярность этого вида отдыха начала проявляется к 2000-ому году и увеличивается с каждым годом. Одна из первых моих экспедиций на «ТОВАРИЩА КРАСИНА» состоялась летом 2003-го года. Серия погружений оставила очень хорошие впечатления. Глубина 12 метров, прозрачность воды около пяти метров. Бронзовые иллюминаторы и медные трубы, подходящие к котлам, надраенные песком до блеска, отражали золотом лучи солнца, проникающие сквозь толщу воды. Кормовая надстройка фактически была цела, сверху на ней виднелось крепление от двадцатимиллиметровой пушки, снятой военными водолазами сразу после затопления судна. Весь боезапас находился тут же ,слипшись в однородную массу и заросший ракушками. Около входа в кормовую надстройку лежал ящик с противогазами, а рядом монета в двадцать копеек, 1945 года выпуска. Перемещаясь к центру затонувшего судна, на месте центральной надстройки наблюдается огромный разлом, оголивший сердце «товарища Красина», два огнетрубных котла. Рядом, как памятник самому себе, стоял паровой двигатель. В свои времена он разгонял «АЛТАЙ» до девяти узлов. Вся центральная часть корабля была очень сильно разрушена и передвигаясь среди обломков, можно было легко заблудится. Направляясь ближе к носовой части передо мной вырастает трюм, проплывая сквозь него, попадаешь прямо к носовой надстройки. Около входа в носовые помещения валялся пожарный гидрант и огнетушитель.Проникновению внутрь помещений затруднялось метровым слоем ила и песка, осевшие внутри помещений, а некоторые, забив до потолка. Носовые помещения на «АЛТАЕ” не представлял большого интереса, т.к. был хозяйственным отсеком. В бортах носовой части корабля виднелись две дыры, около полу метра в диаметре, появившиеся в результате коррозии. Через них можно было осмотреть носовые помещения, не проникая внутрь. На полках лежали огромные стеклянные Бутыли. Тут же лежал полусгнивший мешок со спрессованным оранжевым порошком, непонятного происхождения. Около стены стоял электрический щит. Корабль занимает огромную площадь на дне, и является очень интересным объектом для погружения. Иногда присутствует течение, прозрачность воды Ирбенском проливе меняется от одного до десяти метров.
Алексей Кравчук, инструктор PADI MSDT и IANTD NORMOXIC TRIMIX, http://www.divesport.lv/

Комментариев нет:

Отправить комментарий